Россия четверть века назад — после развала СССР. 1992 год

[править] Хронология

[править] 1 января

Основная статья

:
Экономика России 1 января 1992 года
Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок).[1]

1 января официальный обменный курс рубля по отношению к доллару США составил 110 рублей.[2]

[править] 2 января

Основная статья

:
Экономика России 2 января 1992 года
Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными — государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости.[3]

[править] 15 января

Основная статья

:
Экономика России 15 января 1992 года
Постановлением правительства России от 15 января N 32 «О таможенных пошлинах на импортные товары», подписанным Геннадием Бурбулисом, был отменён Таможенный тариф СССР, а вместе с ним и импортные таможенные пошлины.[4][5][6]

[править] 16 января

Основная статья

:
Экономика России 16 января 1992 года
16 января 1992 года руководство компании Coca-Cola объявило о создании акционерной компании Coca-Cola Refreshments Moscow (CCRM) для строительства завода по производству газировки.

[править] 22 января

Основная статья

:
Экономика России 22 января 1992 года
22 января 1992 года вице-премьер Егор Гайдар подписал распоряжение о том, что тарифы на междугородные телефонные переговоры и пересылку почтовой корреспонденции в России с 1 февраля 1992 года повышаются на 50 %. Yа следующий день после распоряжения Гайдара новые тарифы были утверждены министерством экономики и финансов России.[7]

[править] 23 января

Основная статья

:
Экономика России 23 января 1992 года
23 января 1992 года российское правительство впервые провело свое заседание в Кремле. На заседании президент России Борис Ельцин заявил, что «реформа идет с определённым перекосом», и предъявил правительству упрек в том, что оно не предусмотрело мер по социальной защите населения. По мнению наблюдателей, это означает, что итоги первых трех недель реальной экономической реформы не оправдали надежд Ельцина. По свидетельству одного из участников заседания, вступительная речь Ельцина была энергичной и несколько неожиданной для собравшихся. Оценивая первые результаты либерализации цен, он сделал акцент на отсутствии у правительства продуманной системы социальной защиты населения. При этом неприятнее всего членам правительства было услышать об «определенном перекосе» в ходе реформы. Основной удар, как показал дальнейший ход заседания, приняли на себя Министерство торговли и материальных ресурсов (которое было обвинено в невыполнении декабрьского указа президента о коммерциализации торговли) и Министерство труда и занятости (которое и должно было «продумать систему социальной защиты»). Как считают наблюдатели, на тональность выступления президента оказало влияние непосредственное знакомство с первыми результатами либерализации цен на местах, поскольку прогнозные данные в канун реформы содержали более оптимистичные оценки. Тем не менее каких-либо конкретных претензий к Егору Гайдару не последовало. Более того, Ельцин обходился с ним очень корректно. На заседании был одобрен проект постановления об ускорении приватизации и пакет нормативно-методических документов по приватизации, подготовленный Госкомимуществом. Кроме того, одобрен указ президента «О свободе торговли», дополняющий и расширяющий саботированный указ о ее либерализации. Новый документ предоставляет предприятиям, организациям и гражданам право осуществлять торговую и закупочную деятельность без специального на то разрешения. Гражданам разрешена торговля с рук, лотков и т. д. в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части дорог, станций метрополитена и территорий, прилегающих к административным зданиям. Отменены также таможенные пошлины на товары, ввозимые гражданами на территорию России. Вместе с тем местным органам власти позволено устанавливать предельный уровень рентабельности оптовой и розничной торговли — для того, видимо, чтобы отбить у торговцев желание злоупотреблять дарованной свободой. И наконец, должны быть ликвидированы торги, тресты и прочие структуры руководства торговлей. Это была наиболее сложно реализуемая часть указа, учитывая «спаянность» системы руководства торговлей и огромное число сложившихся в ней горизонтальных «полезных» связей. В качестве еще одного инструмента сдерживания роста цен Ельцин предложил «налоговые ограничения», не объяснив при этом, что он имел в виду. Наблюдатели обращали внимание на то, что за неделю до заседания правительства на сессии ВС Ельцин обмолвился о возможности в том или ином виде «восстановить в правах» предельный уровень рентабельности, введенный союзным кабинетом и отмененный в России в апреле 1991 года. Одновременно президент высказался о необходимости снижения налога на добавленную стоимость для продовольственных товаров. По мнению специалистов, повестка заседания и ход обсуждения говорят о том, что на президента оказала сильное влияние критика предпринятых правительством шагов, высказанная на прошлой неделе руководством Верховного Совета. Практически все критические замечания, сделанные заместителем председателя ВС Владимиром Шумейко в докладе 16 января, были в той или иной степени отражены в ходе заседания правительства. Наблюдатели не исключают того, что именно неуверенность Ельцина в итогах реформы и вполне объяснимая забота о доверии народных масс заставляют его в какой-то мере дистанцироваться от кабинета. Этим объясняется, в частности, беспрецедентное намерение транслировать по ТВ заседание правительства (а точнее, именно выступление президента на заседании). Союзником президента здесь оказался спикер парламента, который, по мнению «околокабинетных» кругов, при этом попытается решить и свою личную проблему: нейтрализовать влияние Геннадия Бурбулиса на президента. Отдавая себе отчет в безрезультатности прямого давления на Бориса Ельцина, Хасбулатов прибег к методу «конструктивной критики» правительства. При этом он постоянно проводит мысль о том, что нельзя отождествлять правительство и президента. По его мнению, в условиях шоковой терапии такое отождествление несет в себе постоянную угрозу падения рейтинга Ельцина и неизбежной последующей дестабилизации системы власти в России. Включая, разумеется, и существующую парламентскую власть.[8]

[править] 24 января

Основная статья

:
Экономика России 24 января 1992 года
24 января 1992 года российский парламент принял Закон «О бюджетной системе Российской Федерации на I квартал 1992 года». Своим решением депутаты, с одной стороны, фактически не утвердили бюджетный проект правительства, ограничившись формулировкой «принять к сведению», а с другой — все-таки не связали правительству руки, поскольку не вносили собственные предложения по бюджету, а согласились на цифры, заложенные в правительственный проект. Основная бюджетная стратегия правительства — бездефицитность — пока оставалась без изменений. Расходы (на I квартал 1992 года 420,5 млрд руб. республиканский бюджет и 519,8 млрд руб. совокупный, то есть включающий бюджеты территорий) пока осуществляются без сокращения. Однако эксперты тогда сильно сомневались в том, что доходная часть республиканского бюджета также будет соответствовать запланированной. Председатель планово-бюджетной комиссии Александр Починок тогда заявил, существует опасность, что за год дефицит совокупного бюджета может достигнуть рекордной отметки в 1 трлн рублей. В процессе парламентских слушаний Е. Т. Гайдар объяснил, почему основой экономической стратегии правительства является именно достижение бездефицитности бюджета. Все дело в том, что тогдашняя реформа является, по сути, совместным предприятием, где с российской стороны выступает кабинет Бурбулиса — Гайдара, а с западной — МВФ. По соглашению, заключенному в конце 1991 года существовавшим тогда СССР и иностранными кредиторами, объединенными в Парижский клуб, советской стороне была предоставлена до марта 1992 года отсрочка по выплате основной суммы задолженности в $11,3 млрд (в расчете на год). Условием отсрочки стало следование рекомендациям МВФ при осуществлении рыночной реформы. В марте 1992 года специалисты МВФ должны были представить руководству МВФ доклад о серьёзности намерений российского правительства. Отсрочка выплаты будет продлена только в том случае, если оно предпримет «очень серьезные усилия» в направлении либерализации цен и достижения бездефицитности бюджета. Несоблюдение поставленных кредиторами условий приведет к автоматическому расторжению договора об отсрочке, за чем последует весьма вероятное прекращение кредитования поставок в Россию сельхозпродукции. По словам Егора Гайдара, непосредственным результатом этого станет то, что «в марте и апреле наше население останется без хлеба, а животноводство в России будет практически уничтожено». При этом от себя Гайдар добавил, что Запад «сам пожалеет о последствиях таких шагов». Неизвестно, испугается ли Запад, однако парламентариям апокалиптические картины, нарисованные вице-премьером, показались вполне натуральными. Поэтому ВС РФ хотя и не утвердил официально бюджетные проектировки на I квартал 1992 года, просто приняв их к сведению, но дал при этом возможность правительству продолжать свои бюджетные эксперименты. Некоторые поправки все же были внесены. Главная из них — увеличение на 10 млрд руб. кредитования конверсируемых предприятий при условии возврата кредита в III—IV кварталах. Кроме того, правительству был высказан ряд претензий. В частности, отмечалось, что в представленном экономическом прогнозе на I квартал 1992 года стоимость промышленной продукции превышала стоимость валового национального продукта. Столь трансцендентный результат в экономической науке был получен впервые. Что свидетельствует, впрочем, не о новом слове в науке, а только о некачественности материалов. Кроме того, многие специалисты тогда отмечали произвольность и недостаточную обоснованность цифр в бюджете. В частности, по оценкам самого правительства, инфляция в I квартале 1992 года составит 1000—1200 %, однако в бюджете заложен уровень лишь в 400—450 %. Гайдар объяснил подобные «консервативные расчеты» чисто эмпирически: если в бюджет заложить высокий уровень инфляции, то он таким и окажется.[9]

24 января 1992 года Верховный совет России рассмотрел проект постановления по вопросу снижения налога на добавленную стоимость для продовольственных товаров, но решения не принял, перенеся его на следующую неделю.[10]

Начало экономической реформы

Реформы начались с либерализации цен в январе 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.

“ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ”

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходит утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу.

2 января 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике — осуществлена либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика «шоковой терапии», не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

https://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/103.htm

УГРОЗА ГОЛОДА

К решению вопроса о либерализации цен руководство России подошло в своеобразной ситуации, важнейшие черты которой состояли в следующем:

— отрицание значительной частью населения идеи введения свободных цен,

— недоверие к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня,

— ожидание голода,

— рост недовольства.

Опрос, проведенный в ноябре 1991 года, показал, что более половины россиян не поддерживает переход к свободным рыночным ценам, лишь четверть одобряет эту меру. Только 9% граждан — участников опроса ждут улучшения положения. Характерные черты потребительского поведения населения — ажиотажный спрос, бегство от денег…

Ситуация со снабжением городов продовольствием в 1991 году напоминает трагические реалии 1917 года. Из Новгорода сообщали: «Фонды муки на второе полугодие выделены на 6500 тонн меньше фактического расхода прошлого года. Все это вынудило ввести повсеместно нормированный (карточный) отпуск хлеба населению, из расчета 400 граммов на душу населения». Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: «Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим… Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины, Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву… В январе 1992г. Москва может остаться без продовольствия». Информация из Читинской области: «Выделено муки по 260 г на человека. Это ниже нормы военного времени, ситуация с обеспечением хлебом критическая».

Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка.

На этом интеллектуальном фоне идея В. Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу.

Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти.

Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века.

Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.

В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории.

(…)

Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации…

Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным. Получится ли это на практике — знать не мог никто, но другого выхода не было. Надежда, что рынок заработает, была мотивом принятия решения о либерализации цен 2 января 1992 года.

То, что это решение будет непопулярным, понимали практически все. Это подтвердил опрос, проведенный ВЦИОМ в январе — феврале 1992 года. Но это решение спасло страну. Отметим, что союзное руководство, столкнувшись с экономическим кризисом, обладая армией, КГБ, возглавляя многомиллионную партию, не решилось пойти на либерализацию цен. Оно предпочло закрыть глаза и надеяться, что ситуация разрешится сама собой.

Е.Т. Гайдар. Смуты и институты

https://lib.ru/POLITOLOG/GAYDAR_E/vlast_sobstvennost.txt

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ОТСТАВКА ГАЙДАРА

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета — начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

[править] Внешнеэкономические отношения

15 января 1992 года заместитель председателя правительства России Е. Т. Гайдар подписал распоряжение о продаже за границу экспортных товаров на сумму $90 млн в обмен на поставки продовольствия в Москву и Московскую область. Согласно распоряжению, экспорт должен производиться на основании лицензий, распределяемых между экспортерами на конкурсной основе. Участие в конкурсе смогут принять все желающие организации, включая коммерческие структуры. В соответствии с распоряжением Гайдара, лицензии на экспорт валютных товаров (нефть и нефтепродукты, лес, пиломатериалы, продукция химической промышленности) должны быть распределены до 25 января. Выручка, полученная от экспорта, целиком пойдет на оплату поставок мяса, сливочного масла, сахара, детского питания, сухого молока в самый «взрывоопасный», по мнению правительства, регион России — Москву и Московскую область. Экспорт товаров будет производиться на основании лицензий, выдаваемых Комитетом по внешнеэкономическим связям России на конкурсной основе. Участие в конкурсе смогут принять не только производители, но и посреднические организации. В настоящее время российский комитет разрабатывает условия проведения конкурса, которые будут опубликованы не позднее чем за 3 дня до его начала. Для участников конкурса определен ряд условий. Так, для получения лицензии на экспорт предприятие должно будет на все вырученные от экспорта деньги закупить продовольствие за границей и реализовать его в соответствии с инструкцией, разрабатываемой в настоящее время Министерством торговли и материальных ресурсов России. Кроме того, при распределении экспортных лицензий преимуществом будут пользоваться те предприятия, которые смогут поставить продовольствие в Москву и Московскую область до 10 февраля. Как отмечали тогда наблюдатели, впервые в подобном мероприятии смогут принять участие любые предприятия независимо от форм собственности. По всей видимости, правительство России рассчитывало привлечь к решению продовольственной проблемы прежде всего представителей частного бизнеса. 20 января Комитет внешнеэкономических связей (КВЭС) РФ утвердил условия конкурсного распределения (тендера) квот для экспорта лицензируемых товаров под поставки в Москву и Московскую область продовольственных товаров.[12][13][14]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]