Имя Анатолий имеет древнегреческие корни и означает рассвет, восходящий на востоке, восточный. Anatole – такое латинское название было места, расположенного к востоку от Греции, его еще называли Малой Азией. Некоторые считают, что имя Анатолий — значит пришедший с востока.
Церковная форма имени звучит идентично – Анатолий. Шестнадцать Святых с именем Анатолий отмечены в православных и католических календарях. Одна из таких дат может являться Днем Ангела человека, нареченного именем Анатолий.
Даты именин Анатолия в 2020 году по православному календарю
Январь | |
23 января | Анатолий Грисюк, священномученик, митрополит, Одесский |
Февраль | |
7 февраля | Анатолий Оптинский I (Зерцалов), преподобный |
19 февраля | Анатолий Рождественский, мученик |
Май | |
6 мая | Анатолий Никомидийский, мученик |
Июль | |
16 июля | Анатолий, патриарх, Константинопольский Анатолий Печерский, затворник |
19 июля | Анатолий, мученик |
Август | |
6 августа | Анатолий |
11 августа | Анатолий Смирнов, преподобномученик, иеромонах |
12 августа | Анатолий II Оптинский, Младший (Потапов), преподобный |
15 августа | Анатолий Барашков, мученик |
Ноябрь | |
3 ноября | Анатолий Левицкий, священномученик, иерей |
13 ноября | Анатолий Ботвинников, священномученик, иером |
19 ноября | Анатолий Бержицкий, священномученик, иерей |
Декабрь | |
3 декабря | Анатолий Никейский, мученик |
23 декабря | Анатолий Правдолюбов, священномученик, протоиерей |
Как выбрать день именин
Многие помимо дня рождения отмечают именины. Отмечает день ангела Анатолий, когда наступает день почитания кого-то из святых с этим именем. Кстати говоря, их немало. Поэтому и день этот Анатолий может отметить несколько раз в году.
День ангела Анатолий по церковному календарю отмечает 23 января, в феврале (7 и 19 числа), 6 мая. Рождённые летом могут выбирать из следующих дат: 16 и 19 июля или 6, 11, 12 августа. А осенью отмечающий день ангела Анатолий может предпочесть 15 сентября или ноябрьские дни: 3, 13 и 19 число. Плюс ещё 3 и 23 число последнего месяца года.
Кого же из святых вспоминают в эти дни?
Поздравления Анатолия с именинами
Я тебе желаю, Толя, В добрый праздник именин Счастья и удачи вволю, Ярких жизненных картин. Пусть, любимый, будут рядом Близкие всегда с тобой. И следит незримым взглядом С неба ангел за тобой.
Анатолий, с именинами! Счастье Пусть войдет поскорей в твою жизнь. Стороной пусть обходят ненастья. Достигай, развивайся, стремись! Ждет пусть радостных много моментов И в сердечных делах, и в карьере. Желаю получать от всех комплименты И счастливым был на все сто, в полной мере.
Есть в имени твоем восточная загадка, В характере твоем — и сила, и тепло. Пусть будет каждый день пленительным и сладким, Хочу, чтобы тебе всегда в судьбе везло! Пусть в именины Анатолию подарит Жизнь много счастья щедро и с душой! Пусть будет каждый миг хорош и ярок, И будет спутником успех большой!
Дорогой Анатолий! Твоя целеустремленность увлекает за собой. Ты заражаешь окружающих своим энтузиазмом. Не боишься строить смелые планы и воплощать их в жизнь. Мы восхищаемся тобой и желаем, чтобы ты всегда был таким же энергичным и деятельным. С именинами тебя, Анатолий!
Толик, именины наступили, Пусть они удачу принесут, Чтоб мечты твои осуществились, Пусть везде тебя успехи ждут. Заслужил ты лучшего на свете, Я хочу здоровья пожелать, Дует пусть всегда попутный ветер, Никогда не стоит унывать!
Основное толкование и характеристика церковного имени Анатолий
В детстве Толенька – очень беспечный и шустрый мальчик. Он любит проявлять инициативу, быть идейным вдохновителем и обязательно ожидает получить за это порцию добрых комплиментов и похвал.
Несмотря на его добрый нрав, дружелюбие и общительность, Толик бывает очень скрытным даже с самыми близкими людьми. Погруженный в свои мысли, мальчик любит побыть в одиночестве, в спокойной и тихой обстановке.
В более старшем возрасте в Анатолии просыпается бунтарский дух. Он становится более несдержанным, агрессивным, вспыльчивым. Ему иногда сложно контролировать эмоции и сохранять самообладание. Тот возраст, когда он пытается самоутвердиться и проявить характер.
Студенческие годы будут ассоциироваться у Толика с получением новых знаний, уникального опыта. Юноша будет жадно постигать науку, увлеченно и старательно учиться, настойчиво добиваться поставленных целей.
Этот молодой человек уже более уравновешенный, рассудительный, обходительный со сверстниками. Он старается быть отзывчивым, не конфликтным с окружающими, справедливым даже с теми, кто заслуживает порицания.
Характерные черты Анатолиев
Когда именно отметит день ангела Анатолий, какого числа, обычно определяет дата рождения мужчины с этим именем. Выбираются ближайшие к этому моменту именины.
Но все Анатолии имеют общие черты. Это умные мужчины, способные с лёгкостью находить общий язык с разными людьми. Из них получаются хорошие руководители, так как благодаря своему обостренному чувству справедливости они будут заслуженно поощрять и тактично указывать на недостатки и ошибки людей.
Независимо от того, когда празднует день ангела Анатолий, мужчина с этим именем относится к творческим натурам и умеет зарабатывать деньги, обладает отличным воображением и развитой интуицией.
В браке Анатолий предпочитает, чтобы главенствовала жена, и испытывает трудности в вопросе воспитания детей. Зачастую носители этого имени имеют большой сексуальный опыт, но тщательно скрывают свой внутренний мир от многочисленных партнёрш. Для них просто жизненно необходимо ощущать себя желанными и нужными.
Анатолий Оптинский (старший)
Этот святой жил в девятнадцатом веке. Воспитанный в обычной семье, Анатолий окончил духовную семинарию и начал работать государственным служащим в казённой палате по финансовой части. Мирянин Алексей Моисеевич принял монашеский постриг после того, как Господь спас его от неизлечимой в то время чахотки. Так в Оптиной пустыне появился будущий преподобный старец.
Он обладал удивительной способностью успокаивать волнения, унимать боль, настраивать на предстоящие испытания. Он мог духовно подготовить человека к приближающейся смерти. Господь одарил его прозорливостью и даром исцеления.
Самым сложным испытанием для самого святого стала смерть духовного наставника, с которой он не смог смириться.
Православный Церковный календарь
Мученики Анатолий и Протолеон Никомидийские
Память мучеников Анатолия и Протолеона отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество св. Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили.
Великомученик Георгий Победоносец, мученики Анатолий и Протолеон Никомидийские и иные
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.
Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.
Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.
Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» – повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой.
Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.
На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увел во дворец.
Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным.
Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое – умертвить. Но и зелья не действовали – святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога.
На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, – я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин.14:12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. – «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших».
Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее.
Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен.
Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» – спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.
Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.
На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.
Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.
В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши».
Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.
По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.
Святой Георгий Победоносец был Ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во Святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».
Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) – сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией – страной Георгия).
>Имя Анатолий в православном календаре (Святцах)
Как святой Анатолий избежал мучений чекистов
Святой Анатолий родился в Москве у состоятельных родителей. Мальчика назвали Александром, это и было его имя до пострига в монахи. Родители Александра были благочестивыми, верующими людьми. С самого детства Они приучали мальчика к благочестию, и ребенок полюбил Господа всем сердцем своим.
Ребенок был умным, уважал своих родителей, но постоянно чувствовал, что его призвание – это служение Господу. Уже в возрасте 11 лет мальчик решил уйти в Оптину пустынь и жить там отдельно от родителей. Мать не одобрила этого решения, поехала в обитель и забрала своего сына обратно домой.
Святой Анатолий дал слово, что останется при матери до конца ее жизни. Юноша окончил гимназию, потом занимался торговым делом, но при этом продолжал усердно молиться Богу. Общение с людьми обогащало опытом юношу, который в дальнейшем пригодился ему в иночестве. В 1885 году матери не стало. Александр отправился в Оптину пустынь, желая исполнить намеченное в юном возрасте.
Монашеская жизнь началась у Александра в 30 лет. Спустя три года его сделали келейником отца Амвросия. С этого момента началось духовное совершенствование человека чистой души. Наставник жил в маленьком домике в скиту. К нему приезжали христиане со всей России. Старец давал им наставления, исповедовал…
Святой Анатолий встречал паломников на пороге хибарки каждое утро. Он не наставлял людей и не проповедовал им, но верующие чувствовали, что от молодого монаха исходят добро и благодать. Господь просветил Анатолия видением будущего и прозорливостью. Со временем он тоже начал разговаривать с приезжими, которые ожидали приема у Амвросия. Однажды он наставил на путь спасения женщину, которая до этого не отличалась особым рвением к вере Христовой. Одному священнику, которого не принимали на служение в Оптину пустынь, инок предсказал в будущем пожизненное пребывание в этом месте. Так жил святой – молился, выполнял обязанности келейника.
Святой Анатолий испытывал большую скорбь, когда Амвросий преставился. Многократно приходил он на могилу старца, молился и беседовал с ним. Свое новое имя святой получил через четыре года после смерти любимого старца Амвросия. Имя Анатолий очень подходило благочестивому иноку, так как в переводе оно означает «восток», верное служение Спасителю. В 1906 году Анатолий стал иеромонахом, то есть монахом, который имел право совершать богослужения как священник, и наставником Шамординского женского монастыря.
Святой пользовался успехом у братии, монахини любили его проповеди и слушали их с большим вниманием. Прозорливость святого была известна далеко за пределами обители. В 1922 году чекисты арестовали Анатолия и собирались отправить в тюрьму. Попросив дать ему одну лишь ночь для сборов, святой молился Богородице. В такой молитвенной позе, на коленях, но уже бездыханного, нашли утром тело святого келейники. Анатолий был похоронен рядом с любимым старцем Амвросием.