Значение имени моисей славянский язык. Имя Моисей: значение и происхождение, особенности характера, судьба


Что означает имя Моисей

: «взятый из воды».

Происхождение имени Моисей:

еврейское.

Имя связано с библейским рассказом о том, что в период пребывания израильтян в египетском плену, фараон повелел убить всех новорожденных израильских мальчиков. Одна женщина, решив спасти своего сына, положила его в корзинку и поставила в тростниках на берегу Нила. Пришедшая к реке дочь фараона увидела младенца и приказала служанкам отнести его во дворец. Ребенку дали имя Моисей и воспитали при дворе фараона. В XIX — 1 половине XX века имя было весьма распространенным. Сейчас редкое.

Разговорные варианты имени:

Мося, Моня, Мосей, Моис, Мосик, Мойша.

Имя «Моисей» на английском (перевод):

Moses (Мозес).

Значение имени для мальчика

Моисей чаще рождается в большой семье, он с детства самостоятельный, помогает маме по хозяйству, заботится о младших братьях и сестричках. Он хорошо учится в школе, много читает и успевает заниматься музыкой. Моисей — добрый, независимый, коммуникабельный ребенок, усидчивый, помощник матери в домашних делах. Любознательный, вникает в суть дела, не пренебрегает мелочами.

Доброта и трудолюбие имени Моисей находят прекрасное применение в жизни. Он рассудителен и сдержан, в нем есть духовность, чувствительность, миролюбие. Моисей практичен, но это еще и ширма для сокрытия романтической доброй натуры. Он обладает аналитическим складом ума, к делу приступает, тщательно проанализировав его, и придает большое значение конкретным деталям.

Рожденный зимой Моисей — наделен аналитическим типом ума, способностями к точным наукам, любит спорить, бескорыстен, всегда готов прийти на помощь близким и друзьям. Имя Моисей не любит выделяться. Рожденный летом Моисей — трудолюбивый, рассудительный, все делает не спеша и основательно. Фанатично предан делу. Декабрьский Моисей упрям и сварлив.

Моисей

Моисей, ветхозаветный пророк

Значение: «Взятый от Бога», «спасенный из воды»

Происхождение: Имя Моисей имеет иудейские корни. Моисей — приемный сын дочери египетского фараона, которая нашла его в корзинке, плывущей по реке. В Библии Моисей — брат Аарона и Мариам, вождь, законодатель и творец религии иудеев, которому приписывается авторство пяти книг (Пятикнижия), Ветхого завета и множество чудес во время исхода иудеев из Египта. Покровителем имени в святцах считается пророк Моисей — Боговидец. Однажды молодому Моисею явился Господь и велел ему стать предводителем иудейского народа и провести его в землю обетованную, чтобы избавить от бесконечных страданий и унижений. Моисей водил иудеев по пустыне, с Божьей помощью добывал он для них воду и пропитание. Господь говорил с народом через Моисея, люди получили законы и заповеди.

Характер: Характер в раннем детстве спокойный, мальчик не доставляет хлопот ни родным, ни учителям. Он окружен друзьями, в школе учится хорошо, занимается музыкой, много читает. Моисеи часто рождаются в большой семье и растут независимыми и добрыми, всегда помогают матери по хозяйству, они и внешне похожи на матерей.

«Зимние» часто болеют респираторными заболеваниями. Не любят выделяться из толпы. Помогают друзьям и близким, не требуя взамен никакого вознаграждения.

Рожденные в декабре обычно сварливы и упрямы, но обязательны. Поздно женятся. Большие спорщики, наделены аналитическим складом ума, у них способности к точным наукам.

«Летние» — стеснительны, трудолюбивы и рассудительны, все делают не спеша и основательно. Фанатично преданы делу. Из Моисеев получаются писатели и портные, бухгалтеры и художники, врачи и юристы, некоторые посвящают себя служению Богу. Они любознательны, для них не существует мелочей. Хорошие ремесленники, у них все спорится в руках.

Привязаны к месту и не любят командировок. Моисей – мягкий и отзывчивый человек, но ложь и обман со стороны людей не прощает.

Судьба имени Моисей в любви и браке

В молодости имя Моисей ведет активную сексуальную жизнь, увлекаясь то одной, то другой женщиной. Женится уже зрелым мужчиной. Для вступления в брак ему необходим долгий период знакомства и сближения. Своим привычкам и интересам он не изменяет, поэтому конфликты с женой, возникающие из-за диссонанса в мелочах, могут длиться долго. У него хорошие руки, он многое может сделать сам. Любит дачу, проводит там все свободное время. В старости становится сварливым и упрямым. Имя Моисей женится поздно.

Примечания

  1. По иудейским верованиям, родился в Египте 7-го адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 г. до н. э.), а умер 7-го адара 2488 (1272 г. до н. э.).
  2. Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892. Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует синодальный перевод Библии. В септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется название «Море камышей».
  3. Richard C. Steiner.
    The Mountains of Ararat, Mount Lubar and הר הקדם // Journal of Jewish Studies. — 1991-10-01. — Т. 42, вып. 2. — С. 247–249. — ISSN 2056-6689 0022-2097, 2056-6689. — DOI:10.18647/1605/jjs-1991.
  4. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 31 https://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html
  5. Mark S. Smith. Exodus. Volume 3 (The New Collegeville Bible Commentary); Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011.
  6. Исх. 2:11-14«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.»
  7. 12
    Исх. 2:15«И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.»
  8. Исх. 3:1«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.»
  9. Исх. 2:17«И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.»
  10. Исх. 18:4«а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.»
  11. Чис.
  12. ‏קָדִים‏ в Чис. 12:1. Библия подстрочный перевод — manuscript-bible.ru.
  13. Чис. 12:1«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял [за себя] Ефиоплянку»
  14. Чис. 14:22-23: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз
    , и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;»
  15. Втор. 32:49, Чис. 27:12
  16. Втор. 34:9
  17. Втор. 34:7
  18. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 26 https://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html
  19. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 27 https://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html
  20. (Древ. кн. II, гл. 10)
  21. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 32
  22. Тацит. История V 3-4
  23. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11-16
  24. «Введение в каббалу. Десять сфирот»
  25. Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше»
  26. Who Were the Early Israelites?
    by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003)
  27. The Bible Unearthed
    by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001)
  28. »False Testament»by Daniel Lazare (Harper’s Magazine, New York, May 2002). Harpers.org. Проверено 11 октября 2010.
  29. Archaeology and the Hebrew Scriptures.
  30. Hoffmeier, James K. ‘Moses and the Exodus.’ In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, New York: Oxford University Press, 1996.
  31. 12Фридман Р.[en].
    Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г. Ястребова. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-699-48351-8.
  32. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ., 1937.
  33. Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. THE TEACHING COMPANY, 2005
  34. Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография пророческого служения

Таланты, профессия, карьера

Выбор профессии:

Достигает имя Моисей профессионального успеха в медицине, юриспруденции, в живописи, на литературном поприще, в моделировании одежды. Мужчина с именем Моисей может посвятить себя служению Богу. Все спорится у него в руках. Моисей привязан к месту, не любит перемен и путешествий. Поле деятельности у него довольно большое, он может быть писателем и портным, бухгалтером и художником, врачом и юристом, иногда становится священнослужителем.

Благосостояние:

На работе мужчина с именем Моисей не стремится особенно выделиться, он спокойно и добросовестно выполняет свои обязанности. С радостью поможет друзьям и знакомым, он хорошо ориентируется в житейском море, его практическими советами пользуются все сослуживцы. Иногда Моисей этим чрезвычайно увлекается, начинает морализировать, уже не советовать, а диктовать другим.

День ангела Моисея

: Имя Моисей дважды в году отмечает именины:

  • Моисей Боговидец, святой пророк, 17 (4) сентября.
  • Моисей Мурин, преподобный, 10 сентября (28 августа). Сначала он был жестоким разбойником, потом раскаялся, принял монашество, жил в монастыре Келлии, в Египте, скончался около 400 года мученической смертью, 75 лет.

Приметы

: Моисею молятся об избавлении от страсти к вину, страдающего запоем.

Пророк Моисей, дата памяти 17 сентября по новому стилю

Он родился в Египте примерно в 1570 году до Р.Х. Его родители принадлежали колену Левия. В это время народ Израиля жил в Египте. Изначально евреи имели почетное положение: занимали хорошие должности, получали расположение правителя. Но со временем многое изменилось. Они стали выполнять очень тяжелые работы.

Фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола для того, чтобы численность этого народа не увеличивалась. Вот почему, когда Моисей родился, его мать сначала прятала новорожденного, а затем оставила ребенка в корзине на берегу реки. Его нашла дочь фараона. Она решила воспитать мальчика и наняла его родную мать в качестве кормилицы.

Когда он вырос, в одной из ссор, Моисей заступился за одного человека и убил другого. Поэтому был вынужден бежать из Египта. Он поселился у горы Синай, женился и стал пасти овец. В один из дней ему явился Ангел Господень. Пророку открылась Воля Божья — вывести евреев из Египта.

Фараон не хотел терять рабочую силу, поэтому отпускать евреев не спешил. Бог послал за это на египетский народ многие бедствия. После чего правитель все-таки решил отпустить еврейский народ. Из Египта вышли «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». Указывал им путь Сам Господь Бог.

Очень скоро фараон решил свое решение поменять. Он послал войско за еврейским народом. Стражники настигли их у Красного моря. В этот момент совершилось чудо. Господь дал Моисею возможность раздвинуть море, и евреи прошли по его дну.

Войско хотело догнать евреев, но воды сомкнулись. Все воины утонули.

Во время прохода через пустыню, Бог послал народу еврейскому манну небесную, чтобы накормить людей. Так и дошли они до горы Синай, рядом с которой и расположились.

Пророк Моисей взошел на гору и провел там 40 дней. Там он получил великое откровение. Сам Господь говорил с ним и дал ему и всему народу еврейскому Десять заповедей.

В это время евреи «сделали себе тельца и принесли ему жертвы». Когда Моисей спустился с Синая, он очень разгневался и сжег деревянного идола.

Еще долго евреи ходили по пустыне, пока не обнаружили обетованную землю. Моисею не суждено было войти в нее, как только он ее увидел, он скончался. Ему было к этому времени 120 лет.

Икона Пророка Моисея

МНМ[править]

Моисе
й, М
о
ше —
евр.
moseh; этимология неясна [1])
греч.
Mosns, Monsns

В преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племён в т. н. исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Исторические события, отражённые в легендах о М., имели место во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. (предположительно, в период правления XIX династии в Египте, то есть в 1305—1196 до н. э., но ранее 1230, ибо около этого времени египетское свидетельство удостоверяет присутствие племенного союза Израиль в Ханаане; впрочем, некоторые современные специалисты проводят различение между Израилем в целом и выходцами из Египта во главе с М.). Реконструировать точный облик этих событий едва ли возможно, ибо при наличии ряда косвенных данных литературного и археологического характера единственным прямым источником остаются библейские тексты, кодифицированные многими веками позднее. Согласно библейскому повествованию, М. был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы; однако по стечению обстоятельств он получил египетское воспитание. Так как фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых младенцев мужского пола, мать М. три месяца прячет его в своем доме, после чего кладёт дитя в засмолённую корзину и ставит её в заросли тростника на берегу Нила (распространённый мотив угрозы жизни провиденциального младенца, ср. сюжеты о Саргоне, Ромуле и Реме, а также о младенчестве Зевса). Дочь фараона приходит на реку купаться, видит красивого ребёнка и велит подобрать и отдать его кормилице, которой оказывается мать М. (Исх. 2, 9). М. вырастает при дочери фараона, любящей его, как сына. Однажды он видит, как на тяжёлых строительных работах египетский надсмотрщик избивает еврея, и убивает обидчика. Спасаясь от гнева фараона, М. бежит в Мидиан, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей жреца Иофора; Иофор принимает М. в дом и выдаёт за него дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетенного народа доходит до Яхве, и М. оказывается призван к своей освободительной миссии. Когда он пасет овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), ангел Яхве окликает его из тернового куста, объятого пламенем и несгорающего (т. н. неопалимая купина), и говорит от имени Яхве: «Я бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака и бог Иакова» (3, 6) — чем устанавливается преемство будущей религии Яхве по отношению к преданиям времен праотцев; с другой стороны, подчеркивается (6, 3), что если праотцы не знали имени Яхве и им бог являлся как «Шаддай», то М. вверено новое имя. Сама весть гласит: «Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой, сынов Израилевых» (3, 10). Яхве наделяет М. способностью чудотворства и делает Аарона «устами» косноязычного М., его толмачом и вестником (3, 11-4, 17). Вместе в Аароном М. предстает перед фараоном и требует от лица Яхве: «отпусти народ мой, чтобы он совершил мне праздник в пустыне» (5, 1). Но фараон наказывает евреев новыми тяготами, так что народ ропщет на М., только ухудшившего его положение. Тогда Яхве ставит 80-летнего М. «богом фараону» (7, 1) и начинает творить его рукой грозные чудеса: на глазах фараона жезл Аарона превращается в змею и поглощает жезлы магов фараона. Затем Яхве через М. насылает на египтян «казни египетские», числом десять (ср. десять «да будет» в библейском рассказе о сотворении мира, десять заповедей и т. п.): вода Нила приобретает цвет крови и смрадный запах, делаясь непригодной для питья; Египет наполняется полчищами жаб; мошкары; песьих мух; идет падеж скота; у скота и людей распространяются гнойные нарывы; повсюду, кроме Гесема, где живут евреи, проходит сокрушительный град; является саранча; в воздухе висит «осязаемая тьма»; по всему Египту умирают первенцы, исключая еврейские дома, дверные косяки которых отмечены кровью пасхального агнца — этиология пасхальной обрядности (7, 15-12, 30). Фараону приходится уступить, и евреи пускаются в путь; «Яхве же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (13, 21). Фараон пускается в погоню во главе боевых колесниц своего войска; но евреям удается достичь моря. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Яхве море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды; и пошли израильтяне среди моря по суше» (14, 21-22); когда же египтяне вступают на морское дно, вода накрывает их, избавляя преследуемых от погони (подобного рода феномены описаны для Сирбонского моря в греческой географической традиции, хотя легенда, по-видимому, не вполне точна в топографии происшествия). Переход через Красное («Чермное») море (то есть через лиман этого моря на пути к Синайскому полуострову) — центральный момент всей истории исхода, емкий символ чудесного выхода из безвыходного положения (по позднейшей еврейской легенде, море не сразу расступилось под жезлом М., но ждало, когда первый уверовавший шагнет прямо в пучину). М. воспевает Яхве торжественное славословие (15,1-19). В пустыне, однако, народ начинает роптать на М., что затем повторяется не раз; тогда Яхве посылает ему через М. в пищу манну небесную, а для утоления жажды — воду из родника, ударившего из скалы от удара жезла М. (16,2-17,7). См. рис. За этим следует первое военное столкновение с племенами амаликитян; битва решается молитвой М., стоящего на вершине холма и поднимающего в сакральном жесте руки (в одной из которых — все тот же жезл); когда он не может бороться с усталостью, Аарон и Ор поддерживают его руки (17, 8-16). На третий месяц по исходе из Египта, в новолуние (сакральный момент) народ выходит к Синайской горе, избранной Яхве для своего центрального по смыслу явления и для заключения «завета» с Израилем (см. в ст. Иудаистическая мифология). М. восходит на гору, где ему возвещено, что явление Яхве будет на третий день; народ обязывается не восходить на табуированную гору и блюсти ритуальное воздержание (19, 1-15). На установленный день разражается гроза, слышен таинственный трубный звук, гора дымится и колеблется. М. вторично восходит на гору и получает от Яхве десять заповедей (т. н. «декалог», или «десятословие») — запреты и повеления, регулирующие поведение человека перед богом. Народ, видя молнии, пламя и дым, слыша громы и звуки труб, в страхе отступает от горы, М. же «вступает во мрак, где бог» (20, 21). К десяти заповедям прибавляется множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Затем наступает торжественный момент заключения «завета»: народ обещает исполнять слова Яхве, на двенадцати жертвенных камнях (по числу двенадцати колен Израилевых) приносится жертва, и М. кропит народ кровью со словами: «вот кровь завета, который Яхве заключил с вами о всех словах сих» (24, 8). М. снова уходит на гору на 40 дней и ночей (сакральный срок поста и уединения); ему даются обстоятельные наставления о центральных реалиях культа Яхве — об устройстве ковчега завета (священного ларца, над которым локализуется мистическое «присутствие» Яхве, ср. Шехина), скинии (шатра для священнодействий перед ковчегом), о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и т. д. (25-31). Конфликт между призванием пророка и косностью народа достигает предельной остроты; пока М. пребывает в многодневной беседе с Яхве, евреи и сам Аарон, только что заключившие «завет», нарушают его и совершают отступничество: народ требует зримого и вещественного «бога, который бы шел пред нами», и Аарон изготовляет золотого тельца, в честь которого тотчас же начинается празднество (32, 1-6). Яхве предлагает М. истребить неверных и произвести новый народ из потомков самого М., но М. молится за народ и своим предстательством предотвращает его гибель (ср. мотив молитвы за других в легендах о Ное, упустившем этот долг, и Аврааме, исполнившем его). Но карательные меры М. по отношению к отступникам суровы: он уничтожает тельца и велит воинам из колена Левия предать казни наиболее виновных, не щадя самых близких (32, 7-35). Скрижали, то есть две каменные доски, на которых рукою Яхве были написаны слова откровения (десять заповедей?), М. во гневе разбивает; затем он получает от Яхве новые скрижали (Исх. 34, 1-4). По особой милости М. явлена «вся слава» Яхве, но таким образом, что он видит Яхве сзади, ибо лицо бога нельзя видеть и не умереть (33, 18-23); после такой милости лицо самого М. сияет столь явственно, что к нему боятся подойти, и ему приходится носить на лице покрывало (34, 29-35). И все же ропот против авторитета М. не прекращается. Зачинщиками выступают Корей, Дафан и Авирон, бросающие М. и Аарону упрёк: «почему вы ставите себя выше народа Яхве?» (Чис. 16, 3). М. предоставляет вопрос о прерогативах духовной власти божьему суду: Корея, Дафана и Авирона вместе с их семьями поглощает разверзшаяся земля, а их приверженцев, явившихся с кадильницами как знаком претензии на права священников, пожирает вышедшее из этих кадильниц пламя (16, 5-40). 40 лет предводительствует М. народом в его скитаниях по пустыне, но когда М. исполняется 120 лет, Яхве возвещает, что ему не суждено перейти Иордан и войти в ту самую «землю обетованную», к которой он вёл народ; эта чувствительная кара постигает его за погрешности в исполнении своего долга вождя и наставника народа (Втор. 31,2; 32, 49-52), как ещё ранее постигла Аарона. Увенчание дела своей жизни М. должен передать другому — Иисусу Навину, которого «пред очами всех израильтян» (31, 7) ставит своим преемником. Затем он всенародно поет песнь, напоминая о благодеяниях Яхве, укоряя за неверность ему, предсказывая в будущем и наказания, и милость от Яхве в самый тяжелый час (32, 1-43). Перед смертью ему подарен последний взгляд на недостижимую для него «землю обетованную» с горы Нево (к востоку от Мертвого моря, в земле Моав); там он и умирает (34, 1-5). Место его погребения близ моавитского города Веффегора, как подчеркивает библейский текст, осталось неизвестным.

Позднейшие легенды обращаются с особым интересом к темам рождения и кончины М. Будущее величие М., как обычно в таких случаях, предсказано пророчеством его сестры Мариам, сновидением его антагониста фараона и явлением света, осиявшего дом Авраама («Шемот рабба», 1 и др.). Младенец М., принесенный ко двору фараона, срывает с его головы венец и возлагает на собственную; ввиду такого знамения его решено умертвить, но оказавшийся тут же Иофор (!) советует испытать неразумие младенца, предложив ему на выбор золото и горящие угли (см. рис.); дитя тянется к золоту, но ангел направляет его ручку к углям, один из которых, отправленный в рот, делает М. на всю жизнь косноязычным. У Иосифа Флавия и в агадических текстах сохранилось предание о том, как молодой М. возглавлял египетское войско во время войны с Эфиопией, разбил неприятеля и женился на эфиопской царевне (ср. Чис. 12, 1); по другой версии, он восстановил на престоле Эфиопии законного царя, низложив узурпатора Валаама. Во время состязания в чудотворстве перед фараоном главными соперниками М. обрисованы сыновья Валаама маги Яннис и Ямврис («Менахот», 85а, «Шемот рабба», 9 и др.). Накануне исхода из Египта прочие евреи были заняты сборами в дорогу и побуждениями своей корысти, занимая у египтян серебряные и золотые вещи (ср. Исх. 3, 22), но М. три дня подряд ищет гроб Иосифа Прекрасного, чтобы исполнить его завещание и взять его останки в Ханаан. В награду за это Яхве позаботился о М. в смертный час последнего, отнял у него жизнь своим целованием и сам предал погребению. Ангел смерти Самаил напрасно дожидается момента власти над М., ему не достается его добычи; божественный поцелуй в присутствии архангелов Михаила (поправляющего смертное ложе М.), Гавриила (набрасывающего виссон на его главу) и ещё одного ангела (накрывающего его ноги) сам вынимает душу М. («Дебарим рабба», 6 и 11; «Недарим» 39в и др.)? Могила М. таинственно утаена от людей: по преданию, люди «нечестивого царствия», то есть римляне, разделившись на два отряда, искали её, но те, кто был на холме, видели её в долине, а те, кто был в долине, — на холме (гемара к трактату «Сота», 14а). Спор Михаила архангела с сатаной о теле М., описанный в иудейском апокрифе «Вознесение М.» (конец 1 в. до н. э. или начало 1 в. н. э.), упомянут в новозаветной литературе (Иуд. 9). В целом М. для иудаизма — первоучитель веры (формула «М., учитель наш»), к которому возводили и написание Пятикнижия, и устную традицию (раввинистическую и каббалистическую). В христианском рассказе о преображении Иисуса Христа М. как свидетель мессии представляет «Закон», а Илия — пророческую линию Ветхого завета.

Литературная стилизация образа М. в духе светских идеалов началась в эпоху эллинизма, когда грекоязычные еврейские писатели отождествляют М. с Мусеем, учителем Орфея, рассматривают его как культурного героя — изобретателя алфавита, строительного искусства, философии, государственной мудрости и т. п. (Эвполем, Артапан). Александрийский стихотворец сер. 2 в. до н. э. Иезекииль сделал М. героем трагедии «Исход» в духе греческих жанровых канонов. Стоическая философия, особенно интересовавшаяся фигурой законодателя как воспитателя народа, по сознательной программе формирующего нравы, и интерпретировавшая соответственным образом исторические или полумифические образы греко-римских законодателей вроде Ликурга, Солона, Нумы Помпилия и т. п., стимулировала такой же подход и к М., ощутимый, например, у Иосифа Флавия. Новоевропейская культура поставила на первый план трагический гнев пророка, спорящего с косной чернью: такова знаменитая статуя Микеланджело, изображающая М. в ярости, готового разбить скрижали, едва ли имеющего что-то общее с М. Библии, о котором сказано, что «он был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12, 3). Этот же демонизм и титанизм проступают в более поздних изображениях М., например в стенописи М. А. Врубеля в Кирилловской церкви (Киев). Рога из волос над лицом М. на многих изображениях связаны отчасти с лексическим недоразумением (по-еврейски одно и то же слово означает и «луч», и «рог»), отчасти с традицией символики рога как знака сверхъестественной силы.

В числе музыкальных реализаций образа М. оратория Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте», оперы Дж. А. Россини («Моисей в Египте») и А. Шёнберга («Моисей и Аарон»).

Лит.: Струве В. В., Израиль в Египте, П., 1920 («Культурно-исторические памятники древнего Востока», в. 6); Ранович А. В., Миф об исходе и Моисее, в кн.: Критика иудейской религии, М., 1962; Сaspari W., Neuere Versuche geschichtswissenschaftlicher Vergewisserung ьber Mose, «Zeitschrift fьr die alttestamentliche Wissenschaft», 1924, Bd 42; Rowley H. H., Mose und der Monotheismus, там же, 1957, Bd 69; Albright W. F., Some Remarks on the Song of Moses in Deuteronomy XXXII, «Vetus Testamentum», 1959, v. 9; Fohrer G., Ьberlieferung und Geschichte des Exodus. Eine Analyse von Ex 1-15, B., 1964; Beyerlin W., Origins and history of the oldest Sinaitic traditions, Oxf., 1966; Stamm J. J., The Ten Commandments in recent research, S. С. М. Press, 1967.

С. С. Аверинцев

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Моисей, С. 13 и далее. Мифы народов мира, С. 5220 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 169 Словарь)]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]