Опережая время
Леонардо да Винчи был универсальным человеком. Занимался одновременно всем понемногу: живописью, скульптурой, музыкой, наукой, изобретательством, техникой. В любой из этих отраслей он был выдающимся специалистом, который творчески двигал их вперед.
Научная и изобретательская деятельность Леонардо носила весьма оригинальный характер. Он занимался в широком объеме научными исследованиями, проводил научные эксперименты, занимался открытием законов природы. Однако его работа страдала отсутствием систематичности и отличалась неспособностью автора к длительному занятию каким-либо одним вопросом. Обладая развитой творческой фантазией, часто граничившей с гениальным предвидением, Леонардо оставил потомству бесчисленное множество идей относительно технического решения различных проблем из разных отраслей. На тысячах эскизов, из которых многие сохранились до сих пор, Леонардо представил проекты устройств и машин, которые на много столетий опережали его эпоху. Ему не удалось практически осуществить многие из своих идей. Леонардо удовлетворялся только определением возможности практического использования в технике теоретических завоеваний науки. Он не печатал свои груды, поэтому они не могли служить толчком для других, более поздних изобретателей, хотя возможно его эскизами пользовалась небольшая группа ученых итальянского Возрождения: Джеронимо Кардано (1501 — 1576), Бенедетти (1530 — 1590), Гвидобальдо дель Монте (1545 — 1607), Бернардино Бальди (1553 — 1617).
Леонардо всегда считал, что наука должна служить технике. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он особенно интересовался теми исследованиями, которые могли двинуть вперед техническое оборудование и методы. Он был первым человеком, который занялся такими вопросами теории строительной механики, как нахождение равнодействующей нескольких сил, или разложение силы на составляющие. Он занимался проблемой работы балок при изгибе, вопросами распора арок, теорией наклонных плоскостей. Раздумывая над существом и понятием силы, он внедрил в теорию фундаментальную идею статического момента, то есть величины силы умноженной на расстояние до точки, относительно которой рассчитывается момент. Не исключено, что Леонардо в этой области провел ряд экспериментов. Он изучал течение рек, в частности, вблизи мостовых опор, и измерял скорость течения в разных местах живого сечения каналов.
Трудно определить, можно ли считать Леонардо да Винчи инженером. Дело в том, что его буйная творческая фантазия не сопровождалась трезвой практической оценкой проектов. В душе Леонардо, художник преобладал над инженером. Он разработал множество проектов в области гидротехники, градостроительства, архитектуры, мелиорации, создал ряд моделей различных сооружений, в основном храмов. Леонардо значительно усовершенствовал орудия, применявшиеся в гидростроительстве. Внедрил затворы первых шлюзов, поворачивающиеся на петлях и снабдил их проемами для выравнивания уровня воды в камере шлюза и в канале до открытия ворот.
По всей вероятности, Леонардо построил какие-то здания, но мы не в состоянии установить теперь, какие именно архитектурные произведения, можно со всей уверенностью приписать его творчеству. Мы знаем только, что он занимался строительством каналов и укреплений, но весьма редко. Он занимался фортификациями в течение 1502—1507 годов, когда находился на службе Чезаре Борджа. Он разработал тогда проекты ряда усовершенствованных машин и, в частности, бронированной коляски, обладавшей значительной огневой силой для защиты; эту коляску можно, несомненно, считать первообразном нынешних танков. Леонардо занимался также вопросами применения летательных аппаратов.
Когда Леонардо постарел, ему на родине не нашлось места. Привыкший к непрерывному восхищению, которое окружало его всю жизнь, он не мог примириться с появлением новых звезд первой величины, в особенности Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти, которые стали популярнее Леонардо. Обидевшись на римского папу Леона X, на которого он надеялся, но который явно предпочитал соперников, Леонардо уехал во Францию, где благосклонный к нему Франциск I обещал ему значительную пенсию. Во Франции он построил канал Амбуаз — один из немногочисленных объектов, сооруженных Леонардо. Последние годы жизни Леонардо провел в небольшом городке Клу около Амбра. Здесь он с лихорадочным усердием создавал все новые проекты, будто предчувствовал приближающуюся смерть.
В техническом прогрессе человечества Леонардо да Винчи сыграл не очень большую роль. Он дал человечеству значительно больше своими искусством, обеспечив себе, в частности, благодаря бессмертным картинам, прочное место в истории культуры. Удивительная всесторонность гениального итальянца останется навсегда незабываемым рекордом — теперь после нескольких сотен лет развития всех отраслей творчества, видимо, не найдется человека, который мог бы, подобно Леонардо, овладеть в совершенстве столь многими отраслями знаний.
Гороскопы художников. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи
(H7)Творчество
Карта седьмой гармоники (Н7) представляет динамическую силу вдохновения человека. Её потенциал может вести к снам наяву и фантазиям, подсознательно влиять на поведение, если он не осознан и не используется. Эта гарммоника представляет способность к творчеству — к изобретению собственной версии реальности
Солнце-Венера
Формирование романтического ощущения себя и своего места в мире; желание привлечь других через романтическое и воодушевленное поведение; тенденция к формированию необузданных и нереалистичных систем ценностей.
Солнце-Уран
Воодушевлен идеалами индивидуальности, оригинальности, ясности и яркости; обладает высоко индивидуальным видением; способен поражать и будоражить других своими изобретательными фантазиями.
Солнце-Нептун
Воодушевлен идеалами служения другим; охвачен идеей растворения своей индивидуальности в более обширных делах; рассматривает себя как символ чего-то большего, чем он собой представляет (аспект квадратуры, видимо, очень действенен для творческих гениев).
Солнце-Плутон
Воодушевлен идеалами самобичевания и самотрансформации; имеет преувеличенное или фантастическое представление о своей вине и недостатках; благоприятны формы терапии, связанные с напряжением и самонаказанием.
Меркурий-Юпитер
Воодушевление идеей свободного, неограниченного мышления и общения, ведущих к свободе и росту; свободное воображение, благородство и великодушие; склонность к преувеличениям при общении (царские выезды, плохая актерская игра, преувеличение своей значимости).
Меркурий-Сатурн
Воодушевление идеей контроля и дисциплины мышления, общения и мышления приземленным и практичным образом, а также идеей научного доказательства и экспериментирования; приверженность системам убеждений, ограничивающим собственную свободу мышления; вдохновлен к передаче своих и чужих ограничений и обязательств.
Меркурий-Уран
Воодушевление идеей оригинального, поражающего, электризующего образа мышления и общения (ментальная оригинальность любой ценой); склонность поражать характером своего общения; приверженность системе ценностей с акцентом на уникальность индивидуума; талант изобретателя.
Меркурий-Плутон
Воодушевление идеей рациональной беспощадности или приоритета разума над всеми остальными мотивами; безжалостность и жесткость духовных ценностей.
Венера-Нептун
Романтическая приверженность идеям заботы о человечестве, служения ему и наставления на путь истины; вера в бескорыстие и всеобщую любовь; склонность к выражению чувств по поводу всеобщих проблем; поиск красоты во всем мистическом, символическом, всеобщем (глубоко романтичен).
Юпитер-Сатурн
Воодушевлен сочетанием величия и благородства с ограничением и страданием; способен выразить это творчески (в зависимости от других аспектов).
Сатурн-Уран
Обладание стилем, сочетающим резкость, ясность, оригинальность с контролем и ограничением; способность выражать свою уникальность сдержанно и приземленно.
Сатурн-Плутон
Сочетание контроля и ограничения с беспощадностью и посвящением; вдохновлен идеей прямодушной преданности долгу, способен выражать это творчески в зависимости от других аспектов.
Уран-Нептун
Сочетание возбуждения и блеска с заботливостью и мистицизмом; вдохновлен идеей превращения индивидуального в символ истины более широкого значения (очень творческий аспект).
Уран-Плутон
Обладание стилем, в котором ясность и оригинальность сочетаются с беспощадной последовательностью; формирование оригинального стиля поведения.